Пн – Пт: 10:00 - 21:00

Сб – Вс: 10:00 - 21:00

Статья 64. Воздушного кодекса РФ. Тарифы на услуги в области гражданской авиации

1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

4. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.


Комментарии к ст. 64 ВЗК РФ


Во исполнение п. 12 Указа Президента РФ от 17 сентября 1992 г. N 1089 "О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов" и п. 7 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 1992 г. N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" с 1 января 1993 г. произошел переход на применение свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях Российской Федерации. С учетом положений п. 8 Постановления Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" устанавливается следующий порядок формирования свободных тарифов на указанные услуги.

Собрание актов Президента и Правительства РФ от 21 сентября 1992 г. N 12. Ст. 934.

Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 18 марта 1993 г. N 11. Ст. 393.

Свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20% к себестоимости. По согласованию органов управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с авиапредприятиями может производиться снижение тарифов на местных воздушных линиях исходя из социально-экономических интересов регионов при условии компенсации авиапредприятиям разницы в доходах из средств соответствующих бюджетов. Устанавливаемые авиапредприятиями тарифы могут дифференцироваться в зависимости от качества транспортного обслуживания и уровня комфортности.

Основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса, в который включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров (в том числе питание пассажиров в полете и оформление билетов), а также налог на добавленную стоимость и страховой платеж в установленных законодательством размерах. Повышенные тарифы в "бизнес" классе обслуживания определяются в соответствии с рекомендациями Департамента воздушного транспорта по введению и организации обслуживания пассажиров салона повышенного комфорта "бизнес" (делового) класса от 26 ноября 1992 г. N ДВ-4/552. Льготные тарифы на перевозки пассажиров устанавливаются путем применения скидок от тарифов экономического класса.

При эксплуатации на воздушной линии двух и более типов самолетов одного авиапредприятия и в целях избежания перерасчетов с пассажирами при замене самолета на этой воздушной линии целесообразно устанавливать единый уровень тарифов. Фактическая рентабельность пассажирских перевозок не должна превышать 20% к себестоимости в целом по авиапредприятию по итогам работы за год. Размер ставок сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадка определяются с учетом следующих условий:

  • экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности, увеличенных на установленный размер налога на добавленную стоимость;
  • предельного уровня рентабельности в размере 20%, рассчитанного к среднегодовой себестоимости работ.

Авиапредприятия устанавливают единые ставки сборов, а также цены на авиатопливо независимо от видов перевозок и принадлежности авиапредприятий-перевозчиков Российской Федерации. Доходы агентств воздушных сообщений формируются за счет комиссионных, получаемых от авиапредприятий за продажу авиабилетов и дополнительных сборов за услуги при обслуживании пассажиров, установленных в соответствии с договорами между авиапредприятием и агентством (или другим агентом) по продаже билетов.

Размер комиссионных и других сборов устанавливается с применением предельного уровня рентабельности в размере 20% к среднегодовой себестоимости. При перевозке пассажиров с пересадками и заявленными остановками в пути общий тариф определяется суммированием действующих тарифов по соответствующим участкам полета. Нормы бесплатной перевозки багажа по типам воздушных судов не могут быть ниже:

  • для пассажиров экономического класса:
  • 20 кг - для самолетов Ил-86, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-30 и вертолетов Ми-10К, Ми-8, Ми-6;
  • 10 кг - для самолетов Ан-28, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-2, Ка-26;
  • для пассажиров "бизнес" класса на всех типах самолетов - 30 кг.

Перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму. Каждый взрослый пассажир имеет право перевозить бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет. Во всех остальных случаях за каждого ребенка в возрасте до 12 лет взимается плата в размере 50% полного тарифа с предоставлением ему отдельного места. Регистрация тарифов на все категории регулярных воздушных линий производится в обязательном порядке в соответствии с Положением о регистрации и оповещении о вводе в действие и изменении пассажирских и грузовых авиатарифов, ставок сборов, утвержденным Департаментом воздушного транспорта Минтранса России. Изменение авиатарифов в сторону повышения рекомендуется производить не чаще одного раза в квартал, решение о снижении тарифов принимается авиапредприятиями по мере экономической целесообразности. Применение незарегистрированных авиатарифов не разрешается. Перевозка пассажиров по билетам, проданным до изменения тарифа, осуществляется по тарифам, указанным в приобретенном билете, без перерасчетов с пассажирами. Методическое руководство и анализ практики установления и применения тарифов, ставок сборов за взлет-посадку, коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов осуществляется Департаментом воздушного транспорта Минтранса России, Региональными управлениями воздушного транспорта, отделениями Российской транспортной инспекции, Комитетом Российской Федерации по политике цен, местными органами ценообразования.

О наделении полномочиями указанных федеральных органов исполнительной власти см.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314.

Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов российских воздушных судов на трассах Российской Федерации, осуществляющих внутренние полеты, и ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов российских воздушных судов на трассах Российской Федерации, осуществляющих международные полеты, в настоящее время установлены Приказом Минтранса РФ от 14 августа 2003 г. N 175 "Об установлении ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов российских воздушных судов на трассах Российской Федерации" в размерах, указанных в приложениях N 3, 4 к данной главе. Приказом Минтранса РФ от 9 октября 2002 г. N 128 "Об утверждении ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний на трассах Российской Федерации" установлены ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний на трассах Российской Федерации указанные в приложении N 5 к данной главе.

Приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" установлено следующее.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов граждан или юридических лиц, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Минтрансом России (далее - эксплуатантов Российской Федерации), при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях и работ в отраслях экономики. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое государственными унитарными предприятиями, аэропортами, авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями на основании лицензий (временных разрешений) Минтранса России (территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями ГА).

Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, маршрутов их спрямления, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов. Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и аэропортах Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации. Сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на воздушных трассах Российской Федерации и маршрутах их спрямления на высотах нижнего эшелона и выше, включая выполнение следующих работ (услуг):

  • организацию воздушного движения;
  • планирование и координирование использования воздушного пространства;
  • предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;
  • аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;
  • передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;
  • передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России;
  • обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах.

Ставки сбора устанавливаются на 100 километров расстояния, рассчитанного по ортодромии по маршруту полета воздушного судна (на 100 самолето-километров), дифференцированно для внутренних и международных полетов и по максимальной взлетной массе воздушных судов. В стоимостную основу ставок сбора не включаются затраты, связанные с аэронавигационным обслуживанием в районе аэродрома.

Сбор определяется на основе установленной ставки и расстояния, рассчитанного по ортодромии между контрольной точкой аэродрома (КТА) вылета воздушного судна на территории России или точкой входа воздушного судна в район обслуживания воздушного движения России и контрольной точкой аэродрома (КТА) посадки воздушного судна на территории Российской Федерации или точкой выхода воздушного судна из района обслуживания воздушного движения России.

Ставка сбора определяется в соответствии с максимальной взлетной массой типа воздушного судна или его модификации. При этом максимальная взлетная масса округляется до целого в тоннах в следующем порядке: менее 500 кг - округляется в меньшую сторону (до нуля), 500 кг и более - округляется в большую сторону (до 1 тонны). В целях определения сбора расстояние, рассчитанное по ортодромии по маршруту полета воздушного судна, уменьшается на 20 километров при производстве посадки и округляется до сотен километров в следующем порядке: менее 50 километров - округляется в меньшую сторону (до нуля), 50 километров и более - округляется в большую сторону (до 100 километров).

Сбор за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиаработ устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на местных воздушных линиях Российской Федерации, маршрутах их спрямления, в районах авиаработ и аэродромов на высотах ниже нижнего эшелона, включая выполнение следующих работ (услуг):

  • организацию воздушного движения;
  • планирование и координирование использования воздушного пространства;
  • предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;
  • аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;
  • передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;
  • передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России.

Ставка сбора устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна на 1 час полета (работы) воздушного судна в границах района обслуживания воздушного движения или зоны ответственности, определенной для организации ГА в установленном порядке. Ставки сбора могут устанавливаться по шкале, дифференцированной по максимальной взлетной массе воздушного судна. В стоимостную основу ставок сбора не включаются затраты, связанные с аэронавигационным обслуживанием в районе аэродрома. Сбор определяется на основе установленной ставки, фактического времени полета (работы) воздушного судна и максимальной взлетной массы воздушного судна, указанной в сертификате летной годности гражданского воздушного судна (удостоверении о годности к полетам). При использовании аэродромов, эксплуатирующихся с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома, при определении сбора применяется взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в сборниках аэронавигационной информации (в инструкции по производству полетов). В целях взимания сбора фактическое время полета (работы) воздушного судна округляется до десятых долей часа в следующем порядке: менее 0,05 часа - округляется в меньшую сторону (до нуля), 0,05 часа и более - округляется в большую сторону (до 0,1 часа); максимальная взлетная масса округляется до целого в тоннах в следующем порядке: менее 500 кг - округляется в меньшую сторону (до нуля); 500 кг и более - округляется в большую сторону (до 1 тонны).

Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливается за аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до места стоянки, при вылете с аэродрома (аэроузла) на этапах руления с места стоянки, взлета и набора высоты до выхода на воздушную трассу (местную воздушную линию, маршрут спрямления воздушной трассы или местной воздушной линии, маршрут полета в район авиаработ), включая выполнение следующих работ (услуг):

  • организацию воздушного движения;
  • планирование и координирование использования воздушного пространства;
  • предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;
  • аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;
  • передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;
  • передачу экипажам метеорологической информации в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России.

В пунктах посадки и вылета (на рабочих аэродромах, посадочных площадках), не обеспеченных средствами навигации и (или) обслуживанием воздушного движения, сбор не устанавливается и не применяется.

Ставка сбора устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

  • самолеты до 12 тонн включительно - 0,5;
  • самолеты свыше 12 тонн - 1,0;
  • вертолеты - 0,5.

Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы воздушного судна, указанной в сертификате летной годности гражданского воздушного судна (удостоверении о годности к полетам), с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов. При использовании аэродромов, эксплуатирующихся с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома, при определении сбора применяется взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в сборниках аэронавигационной информации (в инструкции по производству полетов). В целях определения сбора максимальная взлетная масса округляется до целого в тоннах в следующем порядке: менее 500 кг - округляется в меньшую сторону (до нуля), 500 кг и более - округляется в большую сторону (до 1 тонны). В случае, если аэронавигационное обслуживание посадки и вылета воздушных судов, в соответствии с установленной технологией обслуживания аэродрома (аэроузла), обеспечивается двумя и более организациями гражданской авиации, ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливаются в каждой указанной организации гражданской авиации отдельно - за аэронавигационное обслуживание соответствующих этапов посадки и вылета воздушных судов.

Сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме, включая:

  • предоставление ВПП, рулежных дорожек, перронов;
  • светотехническое обеспечение аэродрома;
  • наземное поисково-спасательное обеспечение в районе аэропорта;
  • аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэропорта;
  • орнитологическое обеспечение безопасности полетов в районе аэропорта;
  • наземное штурманское обеспечение, включая:
  • формирование и предоставление аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке по аэродромам и воздушным трассам (бюллетеня предполетной информации или НОТАМ, предусмотренных приложением 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.)) экипажам, вылетающим из аэропорта, и органам ОВД России;
  • проведение информационно-консультативного обслуживания экипажей по схемам, минимумам и процедурам маневрирования воздушного судна в районе аэродрома;
  • предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов - для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и (или) выгрузке) в аэропорту посадки.

При отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов предоставление места стоянки - в течение трех часов.

Ставка сбора устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

  • самолеты до 12 тонн включительно - 0,5;
  • самолеты свыше 12 тонн - 1,0;
  • вертолеты - 0,5.

Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы воздушного судна, указанной в сертификате летной годности гражданского воздушного судна (удостоверении о годности к полетам), с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов. При использовании аэродромов, эксплуатирующихся с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома, при определении сбора применяется взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в сборниках аэронавигационной информации (в инструкции по производству полетов). При определении размера сбора максимальная взлетная масса округляется до целого в тоннах в следующем порядке: до 500 кг - округляется в меньшую сторону (до нуля), 500 кг и выше - округляется в большую сторону (до 1 тонны).

Сбор за обеспечение авиационной безопасности устанавливается за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, включая:

  • осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту;
  • охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта;
  • досмотр членов экипажей ВС;
  • досмотр пассажиров и ручной клади;
  • досмотр багажа;
  • досмотр грузов и почты;
  • досмотр воздушного судна и его бортовых запасов;
  • поддержание готовности сил и средств аэропорта к действиям по пресечению актов незаконного вмешательства;
  • координацию деятельности служб авиационной безопасности эксплуатантов в зоне аэропорта;
  • предоставление персонала и технических средств для оформления и доставки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств на (с) борт (с борта) воздушного судна в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленным порядком их перевозки воздушными судами.

Ставка сбора устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

  • самолеты до 12 тонн включительно - 0,5;
  • самолеты свыше 12 тонн - 1,0;
  • вертолеты - 0,5.

Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы воздушного судна, указанной в сертификате летной годности гражданского воздушного судна (удостоверении о годности к полетам), с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов. При использовании аэродромов, эксплуатирующихся с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома, при определении сбора применяется взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в сборниках аэронавигационной информации (в инструкции по производству полетов). При определении размера сбора максимальная взлетная масса округляется до целого в тоннах в следующем порядке: до 500 кг - округляется в меньшую сторону (до нуля), 500 кг и выше - округляется в большую сторону (до 1 тонны). В аэропортах 3 и 4 класса сбор за обеспечение авиационной безопасности может не устанавливаться отдельно. В случае если обеспечение авиационной безопасности, в соответствии с технологией, установленной в зоне аэропорта, обеспечивается двумя и более организациями ГА, ставки сбора за обеспечение авиационной безопасности устанавливаются в каждой указанной организации ГА отдельно - за предоставление соответствующих работ (услуг) по обеспечению авиационной безопасности.

Сбор за сверхнормативную стоянку устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и (или) выгрузке) в аэропорту посадки. Для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну более трех часов.

Ставка сбора устанавливается на один час стоянки в размере 5% к сбору за взлет-посадку. Сбор определяется на основе установленной ставки и времени сверхнормативной стоянки воздушного судна. Время стоянки определяется как разность между временем посадки и вылета воздушного судна, уменьшенная на 15 минут. При определении размера сбора время сверхнормативной стоянки округляется до целого в часах в следующем порядке: до 30 минут - округляется в меньшую сторону (до нуля), 30 минут и более - округляется в большую сторону (до 1 часа).

Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:

  • предоставление привокзальной площади;
  • предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;
  • предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);
  • информационное обеспечение пассажиров.

Ставка сбора устанавливается на одного взрослого пассажира (12 лет и старше) отдельно для внутренних и международных перевозок. Сбор определяется на основе количества прибывающих, убывающих и транзитных (прямой транзит) пассажиров и установленной ставки сбора в следующем порядке: за взрослых пассажиров (12 лет и старше) - по установленной ставке; за детей от 2 лет до 12 лет - по ставке, определенной в размере 50% от ставки, установленной для взрослого пассажира; за детей до 2 лет сбор не взимается.

При наличии в аэропорту двух и более пассажирских аэровокзалов (терминалов) ставки сбора устанавливаются для каждого аэровокзала (терминала) отдельно. В аэропортах 4 класса сбор за пользование аэровокзалом может не устанавливаться отдельно.

Сбор за метеообеспечение устанавливается за предоставление экипажам метеорологической информации в аэропорту в объеме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России. Сбор устанавливается на один самолетовылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

  • самолеты до 12 тонн включительно - 0,5;
  • самолеты свыше 12 тонн - 1,0;
  • вертолеты - 0,5.

При определении сбора применяется максимальная взлетная масса воздушного судна, указанная в сертификате летной годности гражданского воздушного судна (удостоверении о годности к полетам).

Тарифы за обслуживание коммерческой загрузки воздушного судна:

Тариф за обслуживание пассажиров, который устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, включая:

  • регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа;
  • пограничный, санитарный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках);
  • укладку багажа на транспортные средства;
  • подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна;
  • накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;
  • встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;
  • погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа.

Тариф устанавливается на одного убывающего взрослого пассажира (12 лет и старше) отдельно для внутренних и международных перевозок.

Плата определяется на основе количества убывающих пассажиров и установленного тарифа в следующем порядке: за взрослых пассажиров (12 лет и старше) - по установленному тарифу; за детей от 2 лет до 12 лет - по тарифу, определенному в размере 50% от тарифа, установленного для взрослого пассажира; за детей до двух лет плата не взимается. При наличии в аэропорту двух и более пассажирских аэровокзалов (терминалов) тарифы устанавливаются для каждого аэровокзала (терминала) отдельно.

Тариф за обработку грузов устанавливается за услуги, предоставляемые при обработке прибывающих и убывающих грузов и почты, включая:

  • таможенный и санитарный контроль (на международных перевозках);
  • взвешивание и маркировку;
  • сортировку на складе, включая сортировку по грузополучателям, оформление документации;
  • комплектование по рейсам, включая комплектацию в контейнеры и поддоны, раскомплектование;
  • кратковременное хранение в установленные сроки;
  • погрузку-выгрузку на перронные погрузочно-разгрузочные средства для транспортировки к воздушному судну и обратно;
  • транспортировку к воздушному судну и обратно;
  • контроль загрузки воздушного судна;
  • погрузку-выгрузку в воздушное судно и обратно.

Тариф устанавливается на 1 килограмм обработанного (прибывающего и убывающего) груза (почты) отдельно для внутренних и международных перевозок. Плата определяется на основе установленного тарифа и веса обработанного (прибывающего и убывающего) груза и почты. При наличии в аэропорту двух и более грузовых терминалов тарифы устанавливаются для каждого терминала отдельно. Цена реализации (продажи и оформления - агентского обслуживания) почтово-грузовых авиаперевозок, установленная отдельно в соответствии с действующим законодательством, в настоящий тариф не включается.

Тариф за посадку или высадку пассажиров устанавливается за предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки (или высадки) пассажиров в (из) воздушное судно. Тариф устанавливается на одну подачу одного технического средства посадки-высадки (кроме телескопического трапа). Плата определяется по установленному тарифу за каждую подачу каждого технического средства отдельно для посадки или для высадки пассажиров. За использование телескопического трапа устанавливается отдельный тариф на один час использования одного телескопического трапа. Плата определяется по установленному тарифу и времени использования каждого предоставленного телескопического трапа.

Тариф за доставку пассажиров устанавливается за предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к (от)