Пн – Пт: 10:00 - 21:00

Сб – Вс: 10:00 - 21:00

Статья 164. Бюджетного Кодекса РФ. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
  3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  4. Правительство Российской Федерации;
  5. Министерство финансов Российской Федерации;
  6. Федеральное казначейство;
  7. абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;
  8. Центральный банк Российской Федерации;
  9. Счетная палата Российской Федерации;
  10. абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 345-ФЗ;
  11. органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
  12. главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
  13. абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;
  14. главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  15. главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
  16. главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  17. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  18. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 164 БК РФ


Согласно ст. 164 БК РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

  • Президент РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 80 Конституции РФ является главой государства; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ); подписывает и обнародует федеральные законы (п. "д" ст. 84 Конституции РФ), обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию РФ (ст. 170 БК РФ);
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которые образуют Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов;
  • Правительство Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (п. 1 ст. 110 Конституции РФ). Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (пп. "а", "б" п. 1 ст. 114 Конституции РФ);
  • Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Бюджетные полномочия Министерства финансов закреплены в ст. 165 БК РФ, исключительные полномочия Министра финансов Российской Федерации в ст. 166 БК РФ;

См.: Положение о Министерстве финансов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 // СЗ РФ. 2004. N 31. С. 3258.

  • - Федеральное казначейство - является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Бюджетные полномочия Федерального казначейства закреплены в ст. 166.1 Кодекса. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, регулируется положениями ст. 267 Кодекса;

См.: Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

  • Центральный банк Российской Федерации, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

См.: ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

  • Счетная палата Российской Федерации. В п. 5 ст. 101 Конституции РФ установлено, для ведения контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Согласно ст. 1 ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему;

См.: ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

См.: Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

  • органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 144 БК РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
  • главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.