Пн – Пт: 10:00 - 21:00

Сб – Вс: 10:00 - 21:00

Статья 144. Бюджетного Кодекса РФ. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

1. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

  • бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

3. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

  • бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • бюджет Фонда социального страхования РФ;
  • бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В отличие от ранее действовавшей редакции данной статьи в настоящее время к бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов отнесены бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд РФ, правовой режим которого определен Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г., "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г., "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г.; Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд - это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

  • целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
  • участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
  • расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых социальных пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" созданы Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г., а также Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды - соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе Федерации, автономной области, автономных округов, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

В 2006 г. структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования включала в себя:

  • здравоохранение и физическую культуру;
  • обязательное медицинское страхование;
  • финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас;
  • НИОКР и иные расходы.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования РФ, созданный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. "О Фонде социального страхования Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями для финансирования расходов по социальному страхованию.

Аккумулированные в Фонде средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности;

  • по беременности и родам;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования.

Например, в 2006 г. средства Фонда направлялись на НИОКР;

  • государственные капитальные вложения на развитие центров реабилитации Фонда социального страхования РФ;
  • социальную политику, социальную помощь, в том числе на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных аварий;
  • пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, другие социальные пособия; единовременные страховые выплаты для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда;
  • оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • оздоровление детей;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные расходы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.